Блог для родителей – игры для изучения английского, постепенно и пошагово

Ура! Наконец-то о детях!

Ура! Я, наконец, закончила писать и переписывать свой курс «Разговорный английский для взрослых» и теперь можно начать давно задуманную рубрику « Как помочь ребенку с английским». Это будут мои советы. Вот написала и задумалась. Все-таки, какое-то не очень позитивное сейчас отношение к советам. Например, мой ребенок (30 лет) не проникается ( я имею в виду советы в других областях) и чаще всего говорит мне «Я тебя услышала». 😙Поэтому назову-ка я это «Секреты опытного преподавателя».👩🏼‍🏫
Сразу оговорюсь, что речь не будет идти о занятиях в школе. Ситуация со школьным английским, судя по рассказам родителей, кошмарная. Поэтому, скорее всего, оптимальное решение – нужно выполнять задания, чтобы получать нормальные отметки, но при этом не стоит надеяться получить какие-то знания – с современными учебниками это можно сделать только если у вас преподаватель – волшебник. 🤑
Приведу пример из собственного опыта: был у меня (как у репетитора) ученик, сын моих знакомых, они просили просто учить с ним уроки по английскому языку. Отказаться я не могла, и вот мы начали. Все стандартное занятие 45 минут, мы вписывали словечки в бесчисленное количество упражнений заданных на дом, я упорно пыталась добиться понимания материала и вроде добивалась, но потом выяснилось, что он просто запоминал, что вот к этому слову надо вот это подставить. Но и это обычно забывалось к следующему занятию. 😲А свою методику я даже применять толком не успевала – не хватало времени. 🤔В конце концов я сдалась, и сказала, что в таком формате знаний он не получит и отправила его к своим ученикам, и вот тогда он начал делать домашние занятия сам.🤗

Отправляюсь писать о “секретах”! С уважением, Светлана Борисовна.

Игры на английском, которые я придумала, анонс.

Ура! Наконец-то о детях! Но, я, в общем-то, никогда не систематизировала все, что придумала для детей в печатной форме, все существует в устном варианте или в аудиоверсии. Поэтому для начала
ЧТО-ТО ТИПА ОГЛАВЛЕНИЯ ИЛИ АНОНСА ТОГО, ЧТО БУДЕТ ОПИСАНО.
1. Обучающие игры. Я придумала их сама, или модифицировала под английские из русских. Все они занимают минимальное количество времени и радуют своей результативностью.
2. Слова – запомнить быстрее, легче (и побольше их, побольше).
3. Неправильные глаголы – как правильно их учить.
4. Как выучить и осознать основные времена в английском языке.
5. Свободное обращение со степенями сравнения.
Не могу обещать, что все будет в таком порядке, некоторым друзьям были даны клятвы 🙋 нарушить постепенность изложения и перескочить, например, с первого на третий год обучения, поскольку их дети и внуки постарели до 10-11 лет, пока я планировала взяться за изложение методики для детей 🤷🏻‍♀️.
Говорят, что это можно упорядочить с помощью рубрик – я буду, БУДУ стараться ✊ , но надеюсь, что мой читатель справится, если у меня получатся некоторые “заскоки”, по крайней мере будут видны горизонты того, что можно достичь.🐣🐥

ОБ ОБУЧАЮЩИХ ИГРАХ В ОБЩЕМ
Все игры, которые я использую, делятся на 2 типа:
1) для запоминания слов, здесь главное – эффективность, т.е. минимальные затраты времени с максимальным результатом. Девиз – “лучше меньше, но чаще”. 5 -10 минут – достаточно, если играть дольше, дети обычно устают и теряют интерес.
2) для создания некоторого автоматизма английской речи, здесь основная задача – повторение определенных сочетаний слов и выражений, так чтобы в подходящей ситуации они тут же вспомнились и как бы сами “сказались”. Здесь важно количество повторений, девиз можно обозначить как ” больше повторений – хороших и разных.” Т.е иногда, нужны вариации фраз. Вот, например, выражение “Давайте…!” Придумываются детьми разные варианты: Давайте почитаем! Давайте посидим! и т.д.(Let’s read! Let’s sit). Эти игры особенно хороши для изучения глагола be быть. Играть можно дольше – до 15 минут, но тем не менее, чтобы игра не надоела, надо останавливаться чуть раньше, чем вы заметите угасание энтузиазма. Нужно, чтобы в глазах горело желание поиграть ещё, так можно сделать игру любимой, ну или одной из любимых.😍
В итоге вам достаточно от 10 до 20 минут в день, чтобы приобщить вашего ребёнка к английскому и это время может стать его любимейшим занятием и даже отвлечь его от электронных игр и планшета, что вам и нужно!👌

И на сегодня – это все. С уважением, Светлана Борисовна.

Учить английские глаголы – легко! Секрет № 1.

СЕКРЕТ № 1 (он же – первый совет)
А вот угадайте – что нужно сделать первым делом? Нет, не нужно учить названия предметов и цвета, и даже не счет до 10, и эту ужасную фразу: Вот из ё нейм? По-английски это пишется: “What is your name?”, но так почти никогда никто не говорит, но об этом позже. Нет, первым делом, нужно учить глаголы, или даже не так – ГЛАГОЛЫ. Если в вашем распоряжении будет хоть какое-то минимальное количество глаголов, ну, скажем, с десяток, тогда для вас это инструмент, с помощью которого вы сможете начинать построение “системного знания языка”. Возможно, это звучит несколько высокопарно, НО ведь настоящее знание, даже не слишком обширное, заключается в умении оперировать его элементами, если выразить это менее изысканно, то вы вскоре сможете услышать от своего ребенка осознанно построенные фразы, а не заученные наизусть штампы-предложения.👏
Итак, есть удобный и простой способ выучить довольно большое количество глаголов, без напряжения и больших затрат времени. Надо сказать, что практически всё, что мои ученики выучивают (не знаю, есть ли такое слово в литературном русском, но мысль отражает) происходит в игре. Я даже говорю: «На этих занятиях мы в основном будем играть, по-английски», что обычно вызывает радость и главное готовность «играть» хоть весь день, а не положенные 45 минут.☀️
Поэтому всем энтузиастам – родителям и бабушкам-дедушкам, рекомендую говорить: «А сейчас мы будем (начнем, попробуем) играть по-английски!» с радостным выражением лица.👴
Игру я придумала сама и назвала её «Стоп!», по-английски это звучит также “Stop”. Заключается она в том, что ведущий говорит глагол в его «базовой» форме, т.е. без частички to, с которой русские преподаватели обычно говорят глаголы в неопределенной форме. Например, просто run (бегать) и все играющие (кроме ведущего, ведущий – это вы) начинают изображать бег, лучше по кругу, чтобы участники, увлекшись, не убежали слишком далеко, или не сталкивались друг с другом. При этом все говорят “ I run, I run” (я бегаю, я бегаю). До этого имеет смысл объяснить, что «я» по-английски – “I”, указывая себе пальцем в грудь, примерно как это делали европейцы, знакомясь с «дикарями» в дальних странах. 👉👈 Затем следует команда «Стоп», и все замирают, тот, кто пошевелился или не вовремя остановился – выбывает из игры.😿 Сразу можно взять в игру не более 4 или 5 глаголов, иначе будут трудности с запоминанием. Например, я на первом занятии беру 4 глагола: run, swim, jump, dance (бегать, плавать, прыгать, танцевать).
Сама игра занимает минут 5-6 с этими четырьмя глаголами, да и затем, когда их набирается два десятка, на это тоже тратится минут 10, т.е. быстро и эффективно. Удивительно, но вполне объяснимо с точки зрения науки то, что можно легко вспомнить нужный глагол, припомнив или сделав то движение, с которым вы его запоминали. Такая особенность связана с тем, что запоминание многократно усиливается, когда вы изображаете действие руками или ногами, т.е. включается так называемая моторная память. 🙀 Например, я могу напомнить глагол задумавшемуся ученику, просто показывая движение рукой (речь идет о других играх), остальные играющие сразу начинают кричать: «Вы подсказали!!», а ведь я этого не делала, по крайней мере, словами!
Я никогда не практиковала такого типа запоминания глаголов со взрослыми учениками, теми, которые изучали английский с нуля, но, может, стоит попробовать такой метод и взрослым… Я помню случай, когда вполне способная, на мой взгляд, к языкам дама бросила занятия где-то на 3-ей неделе после начала, потому что, как она сказала, никак не могла запомнить слова wait ждать. Может быть, изображая что-то вроде человека, вглядывающегося вдаль с приставленной ко лбу ладонью, она бы избежала такого фиаско. 🤧
Возвращаясь к игре “Стоп”, излагаю, в какой последовательности я ввожу глаголы:
На 2 занятии: fly летать, cook готовить и go ходить или ездить;
На 3 занятии: take брать и write писать;
На 4 занятии: give давать и read читать.
Ну и дальше могут идти разные варианты: put, put on (этот глагол – после объяснения предлога “on”), bring, build, play the piano (the violin, the guitar), play football (hoсkey, tennis).
Количество изученных таким образом глаголов ограничивается фантазией учителя, а также тем, насколько часто они употребляются в современной речи и, несомненно, возможностью их показа в игре. Например, припоминая “Мыслителя” Родена, легко изобразить глагол думать – think , приложив к голове руку. А вот с глаголом know (знать) – ситуация сложнее, но ведь главное, это чтобы запоминалось, и мои ученики говорят, грозя невидимому собеседнику пальчиком: “ I know!” (Я знаю). Отлично работает!
Как долго можно играть в эту игру? Однократно – не больше 10-15 минут, потому что ребята набегаются и устанут, тут-то можно их остановить, посадить и начать заниматься чем-то более интеллектуальным, если, конечно, у вас осталось достаточно сил и самоотверженности продолжать нелегкий труд приобщения юного поколения к знаниям.
Я на своих занятиях играю в «Стоп» 5-10 минут, не больше– перед игрой в «глаголы», когда изучаем спряжения, вопросы, времена и т.д. Либо когда все слишком засиделись и устали читать или писать. 😵 Что же касается глобальной продолжительности времени игры – то это примерно год, когда это еще интересно, когда я успеваю выучить порядка 40 глаголов, выучить прочно, навсегда, избежать при этом ненависти к их заучиванию, наблюдая радость их узнавания при чтении. Всегда говорю, когда мы впервые встречаем знакомый глагол в тексте: “Ну посмотри, ты хорошо знаешь это слово! Прочти его как знакомое!” Те, кто сталкивался с трудностями чтения в английском языке, знают, что кошмарное количество слов читается здесь не по правилам, а еще противнее кажется то, что вполне нормальные буквы могут не читаться в начале слова, но, тем не менее, когда проговариваемый сотни раз глагол узнают в его письменном собрате – это приносит отчетливое ощущение победы всем – и преподавателю и маленькому ученику✌️.
Настоятельно и решительно рекомендую выучить как можно больше глаголов в игровой форме, потому что те дополнительные сотни три глаголов, необходимые для того, чтобы сделать вас или ваших подопечных людьми, потрясающе владеющими английским, придется учить иначе, вкладывая в это, как правило, недюжинный труд, в то время как эти первые глаголы выучиваются не то, чтобы без усилий, но как бы помимо воли (не включаем сюда регулярный «радостный», но в общем нелегкий труд и энтузиазм мам и пап или бабушек и дедушек)👩‍👦‍👦.

Учим глагол be (Совет или секрет № 2)

СОВЕТ № 2 (он же – второй секрет). Учим глагол be!
Вторая необходимая игра на первом этапе позволяет накрепко выучить чисто английские выражения “Я есть…, ты есть… ” и т.д. То есть пресловутый глагол “be” (или “to be” как раньше говорили, да и теперь говорят преподаватели в школе). Если в вашем распоряжении нет порядка 2-3 или больше друзей вашего чада, просто рассадите или расставьте на столе игрушки – собачку, кошечку, обезьянку, можно даже монстров, нежно любимых вашим ребёнком, дайте им имена, и вот с таким набором можете приступать к отработке автоматизма очень важных выражений, которые описывают, кто есть кто.
Я всегда начинаю так. Сначала, показывая рукой на себя, учим слово “I”- Я. ( Если не сделали этого раньше в игре с глаголами). Далее пойдет моя прямая речь без кавычек.
Если по-русски мы говорим: «Я – Саша», или «Я – Алекс», мы говорим два слова. По-английски же говорят три слова и дословно это означает: «Я есть Саша», или «Я есть Алекс». Звучит это так: “I am Alex, I am Sasha, и т.д. (Я поймала себя на том, что я воздухе, или стуча по столу ладонью, изображаю 2 или 3 слова, и как ни странно помогает).
                                                   Попутный комментарий
Здесь все зависит от количества участников игры. Каждый должен себя назвать. Если это игрушки, то ими управляет ребенок и говорит как бы от их имени. Когда показываете, как представляют себя игрушки, можете говорить от их имени смешными голосами 🎭– это добавит веселья в эту, в общем-то, монотонную игру, которая дает потрясающий результат. Ваши дети никогда не скажут по-английски “You is..” или “He are..” . А если скажут, то тут же рассмеются, потому что это сразу же кажется ужасно неправильным и именно поэтому смешным. Так всегда происходит у меня на уроках, так будет и на ваших занятиях! 🥇

Следующий этап – после того, как все представились. Учим слово “you”, показывая рукой друг на друга. Подробно (или кратко) объясняем, что это означает «и ты, и вы», с примерами учительницы или соседской тетеньки и друзей – т.е. то, что по-английски они все называются одинаково, в отличие от русского языка.
И снова повторение предыдущего, т.е. два слова по-русски, и три слова по-английски – «Ты есть Алекс» – “You are Alex”. Всегда подчеркиваю, что слово are говорят как бы в горле, и вообще оно похоже на то, как каркает ворона, как правило, это позволяет добиться правильного звука. И если вы не собрали больше трёх детей для этой игры, используйте игрушки – вам необходимо по крайней мере 5 повторений, и это можно ещё и удвоить, т.е. повторить цикл дважды.
И теперь мы каждому участнику, а также каждой игрушке говорим: “You are … (Cat, Dog, Pig, John или какие-то другие имена, лучше английские), а нам отвечают сначала за себя, а потом за “игрушку” (соответствующим тоненьким или наоборот грозным голосом) – “Yes, I am… (Cat, Dog, Pig, John)”.
Количество повторений здесь главное ☝️, другая важная вещь – это включение моторики, когда ребёнок показывает рукой на собеседника (даже игрушку), говоря “you”,👉 и на себя, когда говорит “I”👈, такое нехитрое действие в “разы” облегчает запоминание и этих слов, и конструкций с ними.

                                           И ещё один комментарий.
Я обязательно оцениваю результат и использую для этого нарисованные “деньги 💰, которые всегда почему-то называла долларами, может быть, чтобы не было ассоциации с действительными рублями, а может быть, потому что это все-таки как-то по-английски. Часто использовала “доллары” 💵 из игры “Монополия”: это тоже удобно, если есть такая возможность.  
                     Нужно сказать, что получение некоторого “приза” за правильный ответ – это очень действенный стимул ( особенно в юном возрасте, т.е. примерно лет до 11 или 12), и я беззастенчиво этим пользуюсь, так как результат слишком хорош!
Однако, если вам неприятна сама мысль о том, чтобы оценить правильный (или не совсем правильный) ответ деньгами, даже виртуальными, тогда стоит подумать об использовании какого-то другого стимула, нарисуйте или вырежете жетоны 🔴 🔵или квадратики с треугольниками разного цвета🔶🔺 и одаряйте ими ответившего. Награда должна ждать каждого, иначе вы столкнётесь со слезами, обидами, если у вас несколько впечатлительных и активных учеников
⛈🌈, а может быть и с нежеланием играть в некоторые полезные, но несколько монотонные игры.

И это все об этой игре – с уважением, Светлана Борисовна.

Игра в прятки – слов мало, но как увлекает!

Есть ещё одна игра, которую я обычно использую на самых начальных этапах занятий английским, это – прятки, называю ее по-английски (hide-and-seek), объясняю, что означает каждое слово т.е. hide – прятать, seek – искать, а and – просто и. Таким образом получается, что наши простые “прятки” по-английски вот так подробно описываются: прятать и искать!
И после этого рассказываю, что будем прятать ручку (выбираем что-нибудь яркое), а чтобы было легче её найти, нужно будет подсказывать, разумеется по-английски, холодно cold, тепло warm или горячо hot.

     В сравнении с другими играми, которые я применяю на протяжении, скажем, первого года обучения, она проигрывает в количестве запоминаемых слов – в основном какие-то три слова, ну можно добавить “очень холодно (very cold)” или “слишком горячо (too hot)” – бедновато как-то… ☹️ НО, это верное средство очаровать, заворожить ваших маленьких учеников. Она пленяет их сердца 😍, и лично я этим бессовестно пользуюсь, взращивая на этом незамысловатом фундаменте любовь к занятиям английским языком.
     Необязательный для прочтения комментарий.
Со временем я добавляю фразы “спрячь ручку, пожалуйста hide the pen, please – (ответ-OK); выйди, пожалуйста go out, please; (давай) заходи come on in” . Это все, чем я смогла обогатить исходный материал. Кроме этого, советую завести правило не прятать предметы в ящики и шкафы – мало того, что это увеличит время игры на бессмысленное копание в ящиках, придётся ещё и приводить все в порядок после занятий.

Ещё раз подчеркну, что обычно играем в прятки в конце (лучше первого) занятия. Обещаю, что те сомнения, которые вы могли заметить в глазах малыша в начале ( ну что это за английские игры, надо ещё посмотреть, стоит ли это мультфильмов или планшета!) исчезнут. И будет вам награда – радость ребёнка от самого процесса обучения, пусть пока только в игре! 👏

На сегодня всё, с уважением, Светлана Борисовна.

Научиться считать по-английски? Главное – первые 10 цифр!

Как научиться считать, разумеется по-английски? Счёт- тема скучноватая, неинтересная, но я уделяю ей довольно много времени на занятиях в течение первого года, поэтому собираюсь подробно изложить, как это сделать – аккуратно и результативно. Пусть вас не смущает некоторая (возможно чрезмерная) многословность. Поскольку основной труд обучения счету я возлагаю на родителей 👪, я чётко представляю, что и как нужно объяснить в этом случае, и подробности здесь не должны помешать.
Довольно просто научиться считать до тысячи только в том случае☝, если ребёнок хорошо считает до 12, хотя достаточно и до 10 – две цифры – 11 и 12 затем потихоньку подтягиваются к этому общему знанию, если подойти к этому внимательно, а скорее скрупулезно. Сочувствую всем родителям, которым приходится учить с детьми написание цифр по-английски, что практикуется некоторыми учителями в школе: несмотря на огромные усилия, затраченные на это, почему-то легкости счета это не прибавляет, и существует, как бы отдельно: написать цифру и говорить её – разные вещи!
Итак, основное – считать до 10. Как этого добиться? Сразу скажу: не так-то просто, поскольку нужно считать не по порядку, что, непонятно почему, умеют почти все дети, начиная с шестилетнего возраста 🤷‍♂️, а вразброс. А вот здесь придётся приложить некоторые усилия.
Лично я учу по 2-3 цифры единовременно. Т.е сначала один, два, три (one, two, three), и здесь, вследствие того, что эти цифры почти всем известны, а количество их невелико ( т.е спрашивать их вразброс довольно бессмысленно), можно только отработать межзубный звук в слове three и произносить его по частям: как бы th-ree. Так как английский звук “r” довольно труден фонетически после глухого межзубного “th”. Не спешите с быстрым произношением этого слова, не скупитесь на похвалы, когда его произносят медленно и правильно👏, а уж только потом, очень постепенно, ускоряйтесь, всеми силами стараясь избежать пресловутого “f” вместо правильного “th”.
Затем я добавляю две цифры – четыре и пять ( four, five), в произношении которых нет особенных сложностей, но вот здесь пора учить их вразброс. Это не слишком трудно, но и не сверхлёгко. Надо спрашивать цифры вразброс по-русски и добиваться быстрого ответа по-английски, не допуская шевеления губами, когда маленький хитрец пытается вычислить цифру, шепотом считая по порядку.
Здесь я иногда начинаю игру “на кулачках”, название сами дети придумали. Если играем один на один, или даже большим количеством игроков, то каждый зажимает кулак ✊ ( ну, или кулачок), и когда говорится правильный ответ, открывает (отставляет) один палец: кто первым распрямит кулак, т.е. скажет больше правильных ответов, тот и выиграл! Я начинаю с самой трудной цифры (ну, например, пять) и комбинирую с другой, полегче ( скажем, цифрой два), пока не выучим более трудную, говоря фактически “пять-два, пять-два”, и когда пять вылетает без запинки, включаем вторую по трудности цифру – четыре и теперь оперируем тремя цифрами. Когда почувствуете уверенность с тремя цифрами, смело экспериментируйте со всеми пятью.

Игра “на кулачках”

Соотвественно, так же работаем с запоминание следующих цифр, обычно добавляю шесть и семь, а затем сразу три цифры восемь, девять и десять. Каждый раз необходимо удостовериться что цифры говорятся по отдельности – это будет нелегко, но добиться этого нужно обязательно, иначе до 16 лет будете шептать про себя:”one two, three…”, когда надо будет сказать 57, например.
После того как вы выучите ещё одиннадцать и двенадцать, все будет казаться легче 🤹‍♂️. Сначала счёт до двадцати: здесь нужно сказать про приставку “teen”, прибавив ее, получаем цифры до 19. Также можно рассказать о “тинэйджерах”, подростках, по-английски это те, у кого в цифре возраста есть такая приставка, т.е. с 13 до 19 лет. У нас же 19-летнего человека вряд ли назовут подростком!😉
Придётся начать с исключений (я имею в виду цифру тринадцать), говорим о том, что в этом случае прибавляем приставку “teen” не к цифре three, а к его изменённой форме, и получается: “thirteen”, а вот затем, к цифре four, six, seven просто прибавляем “teen”, а в “пятнадцати” тоже меняем исходную цифру five на “fif”. Eighteen и nineteen тоже образуются по правилам.
Не забываем про двойное ударение в этих словах – например fourteen, как мы видим, имеет в транскрипции два ударения – легкое на первом слоге и основное – на втором: [ˌfɔː’tiːn]. Twenty придётся запомнить. Звучит это, наверное, несколько многословно, но в действительности усваивается довольно быстро. Можно развлечься, проговорив несколько раз и эти цифры вразброс, но, как правило, это не представляет трудностей, по крайней мере таких, которые, возможно, встречались при изучении ряда цифр до 10.
Десятки можно начать вскоре после этого. Окончание “-ty” усваивается довольно легко. Исключения те же самые, т.е тридцать и пятьдесят (thirty, fifty). Говорим несколько двузначных цифр, например 74 или 86. И лично я сразу же начинаю считать до тысячи: запоминаем слово “сто”, которое звучит по-английски как одна сотня (one hundred), сразу же предлагаю сказать что-нибудь кажущееся ужасно сложным: 692, к примеру, и говорим, что это – шесть сотен и девяносто два ( six hundred and ninety two). Сказать это не легко, но воспринимается это детьми, как вызов, и ощущается как действительная победа, когда все получается, ну может быть с вашей небольшой помощью!
Подведём итог. Изучение всех цифр можно разделить на 7 этапов:
1) one, two, three;
2) four, five;
3) six, seven;
4) eight, nine, ten;
5) eleven, twelve;
6) thirteen – twenty;
7) twenty – hundred.
И затем смело можете называть любую трехзначную цифру и с полным правом ожидать адекватного ответа. Кстати с цифрами мне очень помогает то, что каждому необходимо в конце игры подсчитать свой “заработок”, я имею в виду наши игрушечные деньги 💰, и я решительно отказываюсь принимать результат по-русски!

Как правильно учить неправильные глаголы – первая часть

Как правильно выучить неправильные глаголы?!

КАК ВЫУЧИТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ?

Тысячи таких вопросов задают в интернете, и это понятно, если человек знает глаголы – грамматику “поставить” можно легко и быстро, фактически все “времена” у вас в кармане, ✌стоит только приложить еще немного усилий… 🏃И это действительно верно, говорю, как человек, изучавший еще четыре европейских языка, НО вот КАК ВЫУЧИТЬ так, ЧТОБЫ ЗАПОМНИТЬ И УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ??

Сколько вопросов, столько же, кажется, и советов, и все они, на мой взгляд, неправильные: много картинок с изображением действия и тремя формами глаголов, много таблиц, круговых и всяких других, также с тремя глагольными формами,  одна дама предлагает даже распевать глаголы, разумеется в трех формах.😱

Вред заключается в том, что НЕЛЬЗЯ, т.е. очень плохо для обучаемого 😖 УЧИТЬ СРАЗУ ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА. Вред заключается в том, что прежде, чем построить грамматическую конструкцию (любую, отличную от Простого Настоящего Времени), ученик начинает бормотать 3 заветные формы, часто неправильно выбирая из них, а, главное, производя нелепое впечатление на собеседника, 🤣 даже если говорит не с носителем языка.

Наоборот, надо УЧИТЬ ОТДЕЛЬНО так называемую «вторую форму», т.е. Прошедшее Время, и «третью» – Прошедшее Причастие, и если делать это отдельно, и больше того, постараться в меру возможностей не сочетать их, то можно открыть для себя удивительные закономерности образования этих форм 🗝, что облегчает их запоминание в «разы», впрочем, и употребление их в реальной речи тоже как-то начинает выглядеть более адекватным.🔝

В первой части я остановлюсь на так называемой третьей форме неправильных глаголов по двум причинам: во-первых, здесь хорошо видна та самая закономерность их образования, о которой я уже говорила, сразу видно, как легко, качественно  и быстро можно выучить то, что необходимо знать действительно, что называется “назубок”, без затруднений находя в памяти нужную форму глагола.💬 И во-вторых, друзья просили, поскольку их ученикам уже по 11 и 12 лет, и проблема запоминания неправильных глаголов у них как раз самая что ни на есть острая. Еще замечу, что эту закономерность образования глагольных форм я подметила сама и нигде об этом не читала, думаю, и вам будет понятно, что используя это свойство, можно сильно облегчить  такой нелегкий  труд их запоминания.🚸

Итак, теперь собственно о способах изучения. Конечно, я даю глаголы в таблице, но обязательно проговариваем их, глядя в таблицу, вместе с учеником, чтобы понять, как логично они образуются, и, если вы с ребёнком их повторите несколько раз, то забудете о всех трудностях и словарных таблицах с глаголами по алфавиту.

А вот, собственно, и первая таблица❗:

            Первая группа глаголов – инфинитив+”Н”

(В прошедшем причастии (далее сократим ПП) прибавляется звук «Н» к первой форме глагола)

  1. be –been(не имеет формы страдательного залога, как глагол-связка)
  2. give – given (дано, отдано)
  3. take – taken (взято, отвезено)
  4. eat – eaten (съедено)
  5. see – seen (увидено)
  6. write – written (написано)
  7. gogone (исчезло – перевод в страдательном залоге), а в основном значении не употребл. в пассивном залоге
  8. do – done (сделано)
  9. fallfallen (не имеет формы страдательного залога, как непереходный глагол)
  10. shake – shaken (потрясен(а)
  11. know – known (известно)
  12. flyflown (не имеет формы страдательного залога, как непереходный глагол)
  13. grow – grown (выращено)
  14. blow – blown (сдуто, выдуто)
  15. throw – thrown (брошено)

Комментарий, обязательный к прочтению!🔗

Из них глаголы 6-8 произносятся не совсем сходно с первой формой и представляют собой в некотором роде исключения, но в написанном виде видна закономерность и все-таки упрощается запоминание.  Также не совсем правильно изменяется глагол 12 (fly), но это тоже легко запомнить. Дополнительно здесь отмечены глаголы, которые не имеют формы страдательного залога, поскольку в дальнейшем мы будем использовать эти глаголы сначала  для изучения Пассивного Залога и только потом – для времен группы Perfect.

И ещё кое-что для “общего развития: также образуется ПП еще у ряда глаголов, которые мы с моими учениками еще не учим просто потому, что они нам пока не понадобились. В переводе – даётся только инфинитив – (неопределенная форма глагола)

  • beat-beaten (бить)
  • draw- drawn (рисовать)
  • forgive- forgiven (прощать)
  • forbid- forbidden (запрещать)
  • shave- shaven (бриться)
  • drive- driven (вести (машину)
  • ride – ridden (кататься)
  • rise – risen (подниматься)
  • bite-bitten (кусать)

Следующее, что обязательно нужно сделать – это ввести эти глагольные формы в речь. Только тогда можно почувствовать свободу обращения с ними 🗽, реально понять, как они употребляются и что означают в английском языке!

Для этого лучше всего составить предложения с каждым из этих глаголов, вернее с их ПП.   Я это делаю на примерах с Пассивным Залогом, начиная с самых простейших предложений.   Сначала стоит рассказать, что такое пассивный залог с примером: Стол стоит. Стол поставлен (поставили).    И затем все глаголы, за исключением тех, которые не имеют страдательного залога, проговариваем в предложениях с единственным и множественным числом.  Например:  Это отдано мной (It is given by meили Они взяты ею (They are taken by her).

Сделайте это два раза, и вы запомните формы этих пятнадцати глаголов, да еще и пассивный залог осознаете.

Продолжение следует, с уважением, Светлана Борисовна.

Выучить неправильные глаголы в английском языке – часть вторая

Выучить неправильные глаголы в английском языке. Часть вторая.

Во второй части глаголы снова будут разделены на группы, и их, к сожалению, будет больше. Но тем не менее запомнить их будет проще.

И вновь настоятельная рекомендация – проговорить их в предложениях. На этот раз я приведу простейшие упражнение с предложениями  в Пассивном Залоге в единственном и множественном числе.

Итак, начнём с глаголов, написание которых следовало бы выучить при изучении Прошедшего времени неправильных глаголов, и которые часто вводят в ступор учеников, когда они пытаются прочесть эту нечитаемую (и нечитающуюся) комбинацию из букв “ugh”. Ещё раз напомню, что эти буквы – НЕ ЧИТАЮТСЯ! Нужно упорно делать вид, что их нет, а если это так, то все остальное пишется также как и “слышится”: thought – произносится как сот (первый звук – межзубный глухой) и так далее. Обычно для глагола “caught”, я говорю, что это исключение, в том смысле, что слышим звук “О”, а пишем букву “а”.

Группа 2 (В корне слова как и в прошедшем времени есть звук «O», а также 3 нечитаемых буквы (ugh)в написании слов).

  1. think – thought (продумано)
  2. buy – bought (куплено)
  3. bring – brought ( принесено, привезено)
  4. catch –caught (поймано)

К этой же группе относятся глаголы (на этом этапе мы их не учим).

fight – fought (бороться, драться)

teach – taught (учить, обучать).

Группа 3 (Звук «Н» прибавляется к глаголу в прошедшем времени, т.е. во второй форме)

  1. speak, spoke – spoken(сказано, рассказано)​
  2. break, broke – broken(сломано, разбито)​
  3. wake, woke – woken​(разбужено)
  4. choose, chose – chosen(выбрано)​
  5. forget, forgot – forgotten(забыто)

Для того, чтобы избежать (даже мысленного) очень вредного, на мой взгляд, перебирания трёх форм глаголов, мы с детьми повторяем их подряд: spoken –  broken – woken – chosen – forgotten … Это очень помогает в последующих, в основном устных упражнениях, и позволяет легко вспомнить эту форму глагола, когда понадобится.

Группа 4 (В корне первой формы глагола (инфинитива) звук «И» заменяется в прошедшем причастии на звук «А»)

  1. Swim – swum (не имеет формы страдательного залога, как непереходный глагол)
  2. drink – drunk (выпито)​
  3. sing – sung (спето)​​
  4. ring – rung (позвонено)​​
  5. begin – begun (начато)

Группа 5 (глаголы, которые не меняются)

  1. cut – cut (порезано, нарублено) ​​
  2. put – put (положено)​​
  3. hurt – hurt (ранено, огорчено)​​
  4. hit – hit (ударено, ушиблено)
  5. shut – shut (захлопнуто, закрыто)​

В этой (пятой) группе также приведены не все глаголы с подобным типом образования формы. К ней относятся, например, set (установлено, назначено), cost (стоить – о цене) и ещё около пяти, которые можно найти в любой таблице и которые для детской лексики пока ещё не актуальны.

Итак, выучено ещё 4 группы глаголов, из них первая и последняя – повторяют изученные ранее глаголы в Прошедшем времени и поэтому запоминаются без труда. Остаётся 2 группы и 10 глаголов, запомнить которые можно за 5 минут. (Я проверяла!)

А вот чтобы ввести их в речь, нужно снова сделать упражнение с ними, проговорить их в тех ситуациях, которые могут встретиться в реальной жизни, ну и конечно на экзаменах в школе (и не только на экзаменах!).

Здесь я приведу примерное упражнение, которое делают все мои ученики – и взрослые, и дети. На первом этапе это снова предложения в Пассивном залоге. Просто у взрослых это ещё и тренировка с разными временными конструкциями, а у детей – предложения проще и вариаций намного меньше.

🗝 Комментарий о том как лучше строить устные упражнения.🗝

Первое правило: предложения должны быть сходными – таким образом вы как бы разрабатываете некое модельное предложение и начинаете манипулировать им, изменяя какую-то небольшую его часть. Например, в первой части предложенного упражнения чередуются положительные и отрицательные формы глагола be: was – wasn’t и were – weren’t, во второй – вспоминаем глагол в настоящем времени,также во всех вариациях.

Второе правило: предложения, по крайней мере в начале, должны быть простыми, базисными, таким образом вырабатывается автоматизм употребления подобных выражений в реальных разговорных ситуациях. 

В приведённых примерах мы отрабатываем, т.е.  пошагово изменяем три варианта:

1) формы неправильных глаголов (это главная часть изучаемого материала);

2) глагол  be  в прошедшем и настоящем времени с добавлением отрицательных форм в Пассивном залоге;

3) стандартное окончание фраз  by…  с изменением местоимений, указывающие на то, кем, производится действие. В действительности, в моей программе, эта часть была отработана раньше, как бы отдельно. И здесь происходит просто повторение этого материала. 

4) формы местоимений в виде дополнения, т.е. me, her, him, us  и them. Их мы тоже  усвоили раньше, НО повторение – мать учения, а также сестра автоматизма, что чрезвычайно полезно  для устной речи на любом иностранном языке.

Итак, упражнение – вариант на русском языке, можно говорить его ребенку и ждать, что он скажет вам, проверяя по тексту ниже, если ваши знания английского хромают.

(Соответственно, подсказки вначале, если что-то не получается, облегчают нормальное освоение материала. Можно, например, еще дополнительно написать на листочке  waswasnt, и werewerent, если в этом бывает загвоздка)

  1. Думаю-продумано.                                                     Это было продумано мной .
  2. Купить-куплено.                                                         Это не было куплено нами.
  3. Приносить (привозить) – принесено (привезено).    Они были привезены сюда вами.
  4. Ловить-поймано.                                                       Они не были пойманы ими.
  5. Разговаривать – сказано (рассказано).                    Они не были сказаны.( а также: С ними не разговаривали)
  6. Ломать, разбивать – сломано, разбито.​                  Оно не разбито им.
  7. Будить, просыпаться – разбужено.        ​                  Он не был разбужен нами.
  8. Выбирать – выбрано.​                                              Оно было выбрано ими.
  9. Забывать – забыто.                                     ​            Это было забыто.
  10. Пить – выпито.                                                      Это выпито ею.
  11. Петь – спето.                                                        Это не спето ими.
  12. Звонить – позвонено.                                         Они позвонены этим человеком. (В смысле:  этот человек звонит ими, например,
  13. Начинать – начато.                                             Они не начаты.
  14. Резать-отрезано​.                                                 Они разрезаны на кусочки.
  15. Класть-положено.​                                               Деньги не положены в банк.
  16. Повреждать, огорчать-повреждено,огорчен.   ​Мы не пострадали (не ранены).
  17. Ударять-ударено​                                                Его ударили очень сильно по голове.
  18. Закрывать, захлопнуто-закрыто​                       Оно не захлопнуто (закрыто).

А вот и английский вариант – попробуйте проверить себя, а не складывать оба варианта рядом, так как в этом случае не будет необходимости утруждаться, человек просто читает перевод. Ну, а если вы сами проверяете своего маленького ученика, тогда это не возбраняется!

  1. think – thought.                            It was thought by me.
  2. buy – bought.                                ​It wasn’t bought by us.
  3. bring – brought.                            They were brought here by you.
  4. catch –caught.                   ​            They weren’t caught by them.
  5. speak, spoke, spoken.                    They weren’t spoken.
  6. break, broke, broken.​                     ​It wasn’t broken by him.
  7. wake woke, woken .​         ​              He wasn’t woken by us.
  8. choose,  chose, chosen.                 ​​It was chosen by them.
  9. forget, forgot, forgotten .              ​​It was forgotten.
  10. drink – drunk (выпито)​.               It is drunk by her.
  11. sing – sung (спето).​​                     It isn’t sung by them
  12. ring – rung (позвонено)​​.            They are rung by this man
  13. begin – begun (начато).             They aren’t begun.
  14. cut, cut.  ​                        ​            They are cut to pieces.
  15. hurt, hurt ​                                 ​We aren’t badly hurt.
  16. put, put​                          ​          The money isn’t put in the bank.
  17. hit, hit ​                                     ​He is hit very hard on the head .
  18. hut, shut​                                  ​It isn’t shut.

И это конец маленького упражнения, обычно, чтобы сделать такое упражнение устно, требуется максимум 10 минут. Если его трудно делать, то можно повторить 2-3 раза – тогда результат будет у любого человека, даже у тех, кто привычно и упорно жалуется на плохую память, оправдывая этим отсутствие успехов в изучении английского. Я всегда говорю, что нет безнадежных учеников, просто кому-то надо повторить это упражнение один раз, а кому-то может быть даже пять. Но запомнить и сказать 19 таких предложений может каждый! И конечно, безусловно, приветствуется и крайне полезно самому придумать подобные выражения и проговорить их; те, кому важно видеть то, что они говорят, можно их записывать, но повторять их вслух обязательно, если вы хотите говорить по-английски, а не мечтаете стать английским писателем русского происхождения.

И это все на сегодня.

С уважением, Светлана Борисовна.